15-02-2021 / Изменения в законодательстве / Административное и уголовное право

Административный процесс. Изменения и новеллы с 01.03.2021

С 01.03.2021 вступают в силу новые Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 92-З (далее - ПИКоАП) и Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91-З (далее - КоАП). В этой связи утрачивают силу действующие Кодексы, устанавливающие основания административной ответственности и порядок её применения.
ПИКоАП не меняет коренным образом правовое регулирование административного процесса, однако вводятся некоторые изменения и новеллы.

Основные изменения в правовом регулировании административного процесса касаются следующего:

1) Уточняется компетенция органов, ведущих административный процесс, и их должностных лиц, а также перечень и компетенция лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
2) В главе 10 ПИКоАП определены правила ведения административного процесса в ускоренном порядке.
Ранее «ускоренный порядок» фактически существовал в отношении случаев совершении административного правонарушения в ходе судебного разбирательства, или когда физическое лицо признало себя виновным, а также при фиксации превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами (ст. 10.3 ПИКоАП от 20.12.2006). Новый ПИКоАП в данном случае уточняет уже фактически имеющийся порядок.
Теперь «ускоренный порядок» действует также в случаях применения освобождения от административной ответственности за совершение административного проступка с вынесением предупреждения - нового основания освобождения, предусмотренного ст. 8.3 КоАП.
3) Уточняется порядок обжалования действий и решений судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Так, в ч. 4 ст. 7.2 ПИКоАП установлены требования к такой жалобе.
В частях 9, 10 ст. 7.3 ПИКоАП теперь прямо указано, что пропуск срока обжалования вынесенного по окончании подготовки к рассмотрению дела постановления о его прекращении, а также пропуск срока обжалования действий судьи или должностного лица является основанием отказа в рассмотрении жалобы.
Вместе с тем, устанавливается возможность в пределах срока наложения административного взыскания ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы (ч. 3 ст. 7.3 ПИКоАП).
4) Уточнён порядок использования информационно-коммуникационных технологий в административном процессе.
Ст. 11.10 ПИКоАП введена новелла и в части порядка осмотра некоторых объектов, если не имеется возможности обеспечить присутствие владельца имущества.
В таком случае возможно применение звуко- и видеозаписи для фиксации хода осмотра. Также установлены некоторые требования к такой записи.
По общему правилу с использованием средств звуко- или видеозаписи теперь будет фиксироваться и ход судебного заседания (ст. 12.9 ПИКоАП).
Также, ст. 11.6 ПИКоАП дополняет средства направления повестки средствами «электронной связи» и «глобальной компьютерной сети Интернет». Направление повестки по почте или телефонограммой теперь относится к «другой связи».
5) Имеются изменения, касающиеся мер обеспечения административного процесса.
Теперь административное задержание на срок свыше трёх часов не может быть применено не только к несовершеннолетним.
В некоторых случаях не могут быть задержаны на срок свыше трёх часов, например, беременные женщины, инвалиды I и II группы и иные категории лиц (ч. 4 ст. 8.4 ПИКоАП).
Стоимость имущества, на которое налагается арест, может превышать размер максимального штрафа, предусмотренного санкцией статьи особенной части КоАП в случае совершения правонарушений, предусмотренных ст.ст. 18.14 или 18.15 КоАП. Ранее это было возможно только в случае, если имущество относится к неделимым вещам, а иного подлежащего аресту имущества не имеется.
6) Введены новые сроки исполнения административных взысканий (части 2, 3 ст. 14.5 ПИКоАП).
Так, для нового вида взыскания – общественных работ срок исполнения равен 1-му году со дня вступления в силу постановления. Тот же срок продолжает действовать для административного ареста и депортации.
Введён двухгодичный срок для исполнения штрафа, конфискации, взыскания стоимости.
7) Закреплена возможность составления нового протокола об административном правонарушении (ч. 8 ст. 11.24 ПИКоАП) и исправления описок, опечаток и арифметических ошибок в постановлении по делу об административном правонарушении (ст. 12.14 ПИКоАП).
Новый протокол может быть составлен в порядке подготовки дела к рассмотрению в случае несоблюдения требований к составлению протокола. При этом ранее составленный протокол приобщается к делу.
Постановление может быть исправлено без изменения его содержания по заявлению участников процесса, судебного исполнителя или по собственной инициативе судьи, органа, ведущего административный процесс.
8) Расширен перечень оснований проведения закрытого рассмотрения дела.
Ч. 3 ст. 2.14 ПИКоАП введена возможность закрытого рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников административного процесса, их близких родственников.
Такая возможность предусмотрена только при рассмотрении дела судом. Для иных органов, ведущих административный процесс, сохранён прежний перечень оснований.

Ко всем статьям
К статьям категории Изменения в законодательстве К статьям категории Административное и уголовное право