17-04-2025 / Таможенное право / Транспорт
Необходима определенность: за неправильно оформленные товаросопроводительные документы отвечает грузоотправитель или перевозчик
Последнее время на практике часто встречаются случаи, когда при следовании грузовых транспортных средств из Республики Беларусь в Российскую Федерацию или же обратно последние подвергаются мерам таможенного контроля со стороны выездных групп таможенных органов. При осуществлении контроля и сопутствующего ему анализа предоставляемых перевозчиком документов при обнаружении в составе комплекта грузосопроводительных документов товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 наряду с международной CMR-накладной и прилагаемой к ней счет-фактурой таможенными органами формулируются претензии в отношении перевозчика.
Суть претензий заключается в следующем. По мнению таможенных органов, при отсутствии ТН-2 в пакете грузосопроводительных документов допускается нарушение порядка транспортировки грузов в международном сообщении при перемещении товаров в страны ЕАЭС.
Согласно п. 22 Правил автомобильных перевозок грузов, утвержденных постановлением СМ Республики Беларусь от 30.06.2006 № 970, к грузосопроводительным документам, кроме ветеринарного, фитосанитарного сертификатов, отнесена, в том числе ТН-2, а также иные документы, которыми сопровождается перевозка грузов.
Ранее, в 2016-2017 гг., в результате реформирования транспортного законодательства (внесены системные изменения в Закон от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и в Правила автомобильных перевозок грузов) было осуществлено разграничение ответственности грузоотправителя и перевозчика (транспортера).
Все, что касается правильности оформления грузосопроводительных документов, их достоверности, отнесено в сферу ответственности грузоотправителя (ст. 41 упомянутого Закона; п. 357 Правил автомобильных перевозок грузов).
Соответственно, в законодательстве четко определено, что правильность оформления, комплектность транспортных и грузосопроводительных документов является обязанностью отправителя груза. Следствием неисполнения таких обязанностей может стать риск наложения административной ответственности согласно норм КоАП – по ст. 13.12. Данной нормой КоАП предусмотрена административная ответственность за реализацию товаров без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов.
Вопреки следования такому подходу таможенными органами на практике избирается иной подход, когда виновным за транспортировку товара в отсутствие необходимых грузосопроводительных документов выступает перевозчик, а не грузоотправитель.
Является ли такой подход правильным при отсутствии в нормах материального права прямого возложения обязанности на перевозчика по формированию пакета грузосопроводительных документов?
Ответ на данный вопрос очевиден. Юридическая ответственность может следовать только в случае наличия в законодательстве прямо предусмотренных обязанностей перевозчика по правильному оформлению пакета транспортных и грузосопроводительных документов. На данный момент такая обязанность перевозчика законом не предусмотрена.
Привлечение к ответственности перевозчика за неправильно собранный и оформленный грузоотправителем пакет документов фактически лишает перевозчика возможности в последующем предъявить к оплате виновному лицу (отправителю груза) уплаченный административный штраф, предусмотренный санкцией ст. 13.12 КоАП, налагаемый в размере до 50% от стоимости предмета административного правонарушения.
При ином подходе, когда к ответственности привлекается отправитель груза, такой проблемы не существует. Лицо, которое виновно в неправильном формировании пакета сопроводительных документов или в их недостоверности принимает на себя все имущественные риски за неисполнение отведенных ему по законодательству обязанностей по правильному формированию грузосопроводительных документов.