30-07-2018

Принят закон о внесении изменений и дополнений в Закон о средствах массовой информации

Национальным собранием Республики Беларусь принят закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законы, касающиеся правового регулирования средств массовой информации. Закон опубликован 17.07.2018 и вступает в силу с 01.12.2018.

Законом вносятся изменения в Налоговый кодекс (вводится понятие «сетевые издания») и Закон «О средствах массовой информации».

Так, закон предусматривает введение понятий «интернет-ресурс» и «сетевое издание».
Под интернет-ресурсом понимается интернет-сайт, страница интернет-сайта, форум, блог, приложение для мобильного устройства, иной информационный ресурс, размещенный в глобальной компьютерной сети Интернет, посредством которых распространяется массовая информация.
Сетевое издание – это интернет-ресурс, прошедший государственную регистрацию в порядке, установленном законом. Это форма распространения массовой информации.
При этом на интернет-ресурс распространяется действие Закона «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ).

В законе также содержатся понятия владельца интернет-ресурса и владельца сетевого издания. Под владельцем интернет-ресурса понимается физическое или юридическое лицо, реализующее права владения, пользования и (или) распоряжения интернет-ресурсом, а под владельцем сетевого издания – владелец интернет-ресурса, прошедшего государственную регистрацию в порядке, установленном Законом о СМИ.

Законом отдельно и более подробно урегулированы вопросы деятельности интернет-ресурса, сетевого издания.
В частности, владелец интернет-ресурса, владелец сетевого издания обязаны не допускать распространение материалов, содержащих нецензурные слова и выражения, недостоверную информацию, которая может причинить вред государственным или общественным интересам, а также сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию физического лица или деловую репутацию юридического лица.
Также владельцы интернет-ресурса, владельцы сетевого издания обязаны хранить массовую информацию, распространенную посредством сетевого издания, а также сведения об источнике ее получения, о сроках ее распространения в течение шести месяцев. Кроме этого, Советом Министров будет установлен порядок идентификации пользователей интернет-ресурса и сетевого издания, без которого пользователь не сможет разместить какой-либо материал (в том числе, комментировать материал).
В сетевом издании обязательно должен быть установлен знак возрастной категории.
Законом предусмотрено право государственного органа запрашивать у владельца интернет-ресурса, сетевого издания информацию, необходимую для анализа содержимого интернет-ресурса, сетевого издания. Такая информация должна быть предоставлена госоргану в течение пяти рабочих дней со дня ее запроса.
Отдельно законом закреплен порядок и основания ограничения доступа к интернет-ресурсу, сетевому изданию, возобновления такого доступа в случае устранения нарушений законодательства Республики Беларусь.

Однако помимо изменений в Закон о СМИ, связанных с развитием общества в целом и СМИ в частности, законом вводятся и иные изменения, имеющие отношение к регулированию всех СМИ в целом.

Так, с учетом принятого закона изменяется подход к наличию в белорусских СМИ иностранного элемента.
В соответствии с законом, иностранное СМИ – это созданное за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством иностранного государства, иностранным физическим лицом или иностранной организацией, местом нахождения которой не является Республики Беларусь (ранее определение не включало в себя ограничений по участникам СМИ).
Одновременно с принятием закона возросло количество ограничений для учреждения СМИ. Так, СМИ не может быть учреждено иностранным юридическим лицом, иностранным гражданином или лицом без гражданства, а также юридическим лицом, у которого 20 и более процентами в уставном фонде прямо или косвенно владеют иностранцы (физические и юридические лица), иностранные государства или международные организации. Исключение составляет случай учреждения СМИ иностранным государством совместно с Республикой Беларусь.

При учреждении СМИ двумя или более учредителями между ними должен быть заключен договор, содержащий их права, обязанности, ответственность, порядок, условия и последствия изменения состава учредителей, а также процедуру разрешения споров между ними.

Также законом расширен перечень оснований для отказа в государственной регистрации СМИ.

  • вводится ограничение на регистрацию СМИ, название которых сходно до степени смешения с уже существующими СМИ;
  • в регистрации СМИ будет отказано, если главный редактор СМИ – не гражданин Республики Беларусь или функции редакции возложены на юридическое лицо – не резидент Республики Беларусь;
  • в регистрации СМИ будет отказано, если объем сообщений и материалов белорусского производства в ежемесячном объеме вещания менее 30%. Вносятся изменения и в ст. 16 Закона о СМИ, которая предусматривает основания для признания государственной регистрации СМИ недействительными.
    Закон вносит следующие изменения в основания аннулирования республиканским органом государственного управления свидетельства о государственной регистрации СМИ:
  • исключен пропуск годичного/шестимесячного срока для начала выпуска СМИ с момента включения их в государственный реестр СМИ как основание для аннулирования;
  • в качестве основания для аннулирования добавлен пропуск месячного срока на перерегистрацию СМИ;
  • приведены в соответствия ограничения по иностранным лицам – участникам СМИ;
  • изменены сроки неосуществления выпуска для телевизионных и радиовещательных СМИ – один год;
  • введен пункт: учредителем СМИ неоднократно (два и более раза в течение года) нарушены требования в отношении перерегистрации СМИ;
  • в качестве основания указано истечение 1 года со дня принятия решения об ограничении доступа к сетевому изданию.

Также законом более подробно урегулирован порядок получения разрешения на распространение продукции иностранного СМИ на территории Республики Беларусь без изменения формы и содержания. Ранее данный порядок регулировался постановлением Совета Министров, теперь же как сам порядок, так и перечень оснований для отказа в выдаче разрешения будет закреплен непосредственно в Законе о СМИ.
В частности, помимо требований к содержанию материала (отсутствие жестокости, пропаганды наркотических средств, войны, экстремистской деятельности и пр.), основанием для отказа в выдаче разрешения будет также являться несоответствие действительности сведений, указанных в заявлении о выдаче разрешения, несоответствие представленных документов требованиям законодательства, представление подложенных, поддельных или недействительных документов.
Также законом предусмотрены основания для аннулирования такого разрешения.

Кроме этого, законом предприняты новые меры по укреплению положения продукции белорусского производства – вводится новая статья, закрепляющая обязательный объем телепередач, аудиовизуальных произведений, иных сообщений и (или) материалов белорусского (национального) производства в объеме 30% от всех материалов. Порядок расчета объема материалов белорусского производства будет определяться Советом Министров Республики Беларусь.
При этом уже в течение 6 месяцев со дня вступления в силу закона необходимо обеспечить объем материалов национального производства в размере 15%, а спустя 2 года после вступления закона в силу – 30%.

Также законом дополнен перечень информации, распространение которой запрещено:

  • информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий, включая фамилию, имя, отчество несовершеннолетнего, иные данные, его идентифицирующие, изображения, аудиозапись его голоса;
  • информация о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ;
  • ненадлежащая реклама;
  • информация, пропагандирующая или побуждающая к самоубийству.

В общем и целом, надо отметить, что закон внес достаточно существенные изменения в действующий в настоящее время Закон о СМИ. То, как изменения в Закон о СМИ повлияют на действие средств массовой информации, покажет практика.

Ко всем новостям На главную