21-05-2019

Е.И. Малиновский принял участие в рабочей встрече, касающейся выработки позиции государственных органов в отношении необходимости изменения административного законодательства в вопросе ответственности перевозчиков при транзите товаров

Данное совещание было проведено 17.05.2019 ГТК Республики Беларусь с учетом инициированного Министерством транспорта и коммуникации вопроса о корректировке законодательства в сфере административной ответственности при выполнении транспортными организациями работы по перевозке грузов при ввозе их на территорию ЕАЭС.

В апреле 2019 года 158 руководителей транспортных организаций подписались под коллективным обращением в Администрацию Президента Республики Беларусь.

С вступлением в силу в январе 2018 года изменений в КоАП и ПиКОАП Республики Беларусь (Закон от 08.01.2018, вступил в силу с 31.01.2018) был отменен механизм конфискации (обращения в доход государства) товаров, являвшихся объектом таможенного контроля, у неустановленного лица (отсутствующего субъекта). Ранее существовавший институт кроме архаичности его применения также негативно сказывался на имидже Республики Беларусь, когда товар мог быть конфискован в отсутствие установления виновного субъекта. Конфискация товара в качестве меры взыскания была заменена на штраф в размере 30% стоимости ввозимого товара.

Вместе с тем, несмотря на решение проблемы отмены конфискации у неустановленного лица, а также замену конфискацию на административный штраф, не были решены иные проблемные вопросы административного законодательства.

В условиях фактического исключения ответственности получателей, отправителей, фирм-посредников, участвующих в перемещении товаров через таможенную границу, основным и единственным субъектом ответственности с 2018 г. при ввозе товаров в процедуре транзита стали перевозчики.
На последних свалился весь груз ответственности за товар, перемещаемый в рамках процедуры таможенного транзита. А именно, при неправильном описании сведений о товаре (наименование, его описание, свойства и характеристики) в товаросопроводительных и коммерческих документах (СМR, инвойс) к ответственности стал привлекаться только перевозчик. Объем административной ответственности равен штрафу в размере до 30-ти процентов рыночной стоимости товара. Так, например, при стоимости перевозимого товара в размере 500 000 евро существует риск назначения административного взыскания в виде штрафа и может составлять 150 000 евро.

Ранее, до 2018 года, к такой ответственности перевозчик не привлекался; все претензии были обращены к отправителю или иному лицу, участвующему в перемещении товара с последующей записью в постановлении таможенного органа о «неустановлении лица, подлежащего привлечению к административной ответственности». Перемещаемый же товар обращался в доход государства по этому основанию.
В настоящее время реализовать такой механизм ответственности невозможно в связи с изменениями административного законодательства.

Также не является действующей аргументация перевозчика о том, что он не несет ответственность в соответствии со ст.8 КДПГ 1956 года за детальное описание товара, его характеристик, поскольку в соответствии с данной нормой перевозчик при принятии груза к перевозке должен проверить только внешнее состояние груза и его упаковки, а также точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров.
Складывающаяся правоприменительная практика исходит из того, что при заявлении в транзитной декларации неточностей в отношении сведений о товаре, его описания, характеристик наступает ответственность перевозчика или (а) за заявление (предоставление) таможенному органу недостоверных сведений о товаре (ч.3 ст.14.5 КоАП) либо вовсе (б) за недекларирование товаров (ч.1 ст.14.5 КоАП). При этом до сих пор в законодательстве отсутствует разграничение в отношении понятий «недекларирование» и «недостоверное декларирование». Такое разграничение следует четко прописать.

В условиях описанного подхода грузополучатель и отправитель товара имеют правовую возможность переложить ответственность на перевозчика за неточность (в смысле - недостоверность) сведений в товаросопроводительных документах. Это неправильно: необходимо выстроить законодательство об административной ответственности при транзите грузов таким образом, чтобы исключить повышенную ответственность перевозчиков за неточные сведения при описании товаров в сопроводительных документах. Перевозчик не должен находиться в зависимости от действий, которые совершают отправитель, получатель и иные лица при направлении и получении грузов.

Как следствие, требуется решение вопросов адекватной административной ответственности перевозчиков, с одной стороны, и переложение такой ответственности на непосредственно виновных лиц при указании неточных и недостоверных сведений в товаросопроводительных документах.

Ко всем новостям На главную