11-12-2021
Е.И. Малиновский принял участие в семинаре «Привлекательность национальной юрисдикции для добросовестных участников таможенных отношений»
Е.И. Малиновский в конце ноября 2021 г. принял участие в семинаре «Привлекательность национальной юрисдикции для добросовестных участников таможенных отношений».
Семинар был организован и проведен Республиканским союзом участников таможенных отношений.
Рассматривая данный вопрос, адвокат отметил, что привлекательность национальной юрисдикции (понимаемая как условия ведения бизнеса) должна оцениваться по таким параметрам как:
- удовлетворенность субъектами хозяйствования состоянием законодательства в таможенной сфере;
- скорость, доступность и эффективность по рассмотрению возникающих в таможенной сфере споров и конфликтов на стадии досудебного рассмотрения и непосредственно в суде (административная и судебная практика).
В правоприменительной практике национальной юрисдикции имеются и обозначились ряд неразрешенных и проблемных вопросов для добросовестных субъектов хозяйствования в сфере таможенного дела.
(1) Необходимо нахождение путей минимизации рисков таможенного представителя в условиях осуществляемой им деятельности.
Таможенный представитель, несмотря на факт своего добросовестного поведения, вынужден уплачивать задолженность по таможенным платежам, которая образована декларантом зачастую вследствие недобросовестного поведения. По закону освободиться от такой ответственности возможно только вследствие вступившего в законную силу приговора суда в отношении должностного лица декларанта. В такой ситуации возрастает роль таможенных органов по установлению действительных обстоятельств, послуживших основанием для недоплаты таможенных платежей, включая быстрое и эффективное проведение доследственной проверки с принятием решения о возбуждении уголовного дела. Таможенный орган не должен ограничиваться только мерами по взысканию задолженности с таможенного представителя, когда такие платежи не вносит декларант. Важна также роль судебных инстанций, что может выражаться в принятии мер по обеспечению заявления об оспаривании решения таможенного органа в части приостановления исполнения такого решения, а также в направлении частных определений (ст. 215 ХПК) или сообщений в адрес таможенных органов.
(2) Необходим более либеральный подход в отношении вопросов корректировки таможенной стоимости.
За последние годы в этой сфере таможенная практика значительно изменилась. Зачастую на досудебной стадии вышестоящий таможенный орган соглашается с аргументами субъекта хозяйствования по вопросам заявленной таможенной стоимости. Вместе с тем, не удается избежать наличия излишних требований, выдвигаемых со стороны таможенных органов, в отношении большого количества запрашиваемых документов; излишнего обоснования по запрошенным документам; корректировки таможенной стоимости не по разумной средневзвешенной цене, полученной из базы данных таможенных органов, а по цене «с запасом».
(3) Необходимо изменение подходов по привлечению к административной ответственности за недекларирование и недостоверное декларирование (ст. 15.5 КоАП), не ограничиваясь только ответственностью перевозчиков.
Нередки случаи, когда действительно имеются основания для такой ответственности у перевозчиков. Однако есть ситуации, когда перевозчик, не участвуя в формировании сведений, отражаемых в сопроводительных документах (CMR, инвойс и др.), подвергается ответственности по ст. 15.5 КоАП. Риск такой ответственности – до 30% стоимости перевозимого товара. На стадии ведения административного процесса перевозчик должен обеспечивать внесение значительных денежных средств в депозит для обеспечения уплаты такого штрафа.
Есть и другие проблемные вопросы в правоприменении, которые следует решать в условиях развития привлекательности национальной юрисдикции Беларуси.
Ко всем новостям На главную