09-12-2019

Изменения в закон «О третейских судах»

Палатой представителей в первом чтении принят законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О третейских судах».
Изменения коснутся как порядка деятельности третейских судов, так и порядка и оснований их государственной регистрации и ликвидации.

Новой редакцией закона исключается возможность назначения третейских судей председателем постоянно действующего третейского суда. Теперь рассматривать спор смогут только избранные сторонами третейские судьи.

При этом спор не может рассматриваться в третейском суде, если одна из сторон третейского соглашения тесно связана с этим третейским судом, т.к. является учредителем третейского суда, у этой стороны и этого третейского суда есть общий участник (учредитель), эту сторону и учредителя третейского суда связывают родственные отношения или отношения брака или если сторона третейского соглашения является членом коллегиального органа управления этого третейского суда. В рассматриваемых случаях заключение третейского соглашения не допускается.
В случае, если имеется родственная связь (брак) между одной из сторон спора и третейским судьей, такой судья обязан заявить самоотвод.

Изменениями в закон предусматривается возможность участия в третейском разбирательстве третьих лиц. Они вступают в разбирательство с согласия спорящих сторон и с согласия этого третьего лица.

Дополняются основания к отказу в государственной регистрации или постановке на учет постоянно действующего третейского суда, государственной регистрации изменений в устав.
К основаниям для отказа будет относиться также несоответствие названия требованиям законодательства или устава, представление подложных, поддельных или недействительных документов, неустранение в установленный срок нарушений, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, постановки на учет постоянно действующего третейского суда.

Происходит усиление контроля над деятельностью третейских судов.
Министерство юстиции будет осуществлять анализ соответствия деятельности постоянно действующих третейских судов законодательству, собственным регламентам, уставам и положениям. Он не коснется существа разрешения споров.
В случае нарушения вышеперечисленных норм Минюст вправе вынести предложение об устранении в месячный срок допущенных нарушений.
Наконец, в случае неустранения нарушений, указанных в предложении Минюста, постоянно действующий третейский суд может быть ликвидирован в судебном порядке.

Если же при государственной регистрации третейского суда его учредителями были допущены нарушения законодательных актов, носящие неустранимый характер, суд по иску Минюста признает государственную регистрацию такого третейского суда недействительной и принимает решение о его ликвидации (прекращении деятельности).
Последствием такого решения будет утрата юридической силы всех решений, принятых постоянно действующим третейским судом.

Ко всем новостям На главную