23-04-2020

Е.И. Малиновский добился установления факта ничтожности сделок, совершенных по заниженной стоимости

Судом первой инстанции разрешено гражданское дело по иску юридического лица-кредитора (ООО «П») к юридическому лицу-должнику (ООО «М»), физическим лицам (К. и Н.), в пользу которых произведено отчуждение транспортного средства ООО «М», об установлении факта ничтожности 2-ух последовательных сделок купли-продажи транспортного средства.
Истец является кредитором ООО «М» по договору поставки товаров.
В ходе ведения исполнительных производств в отношении ООО «М» было установлено, что за несколько месяцев до возбуждения исполнительных производств Должником был отчужден дорогостоящий а/м в адрес гражданина К., являющегося участником ООО «М», по существенно заниженной цене (в 14 раз менее рыночной цены).

В последующем (уже в ходе исполнительных производств) через 3 месяца данный автомобиль был перепродан участником К. в адрес своего родного брата Н.
В связи с этим ООО «П» был предъявлен иск об установлении факта ничтожности договоров купли-продажи автомобиля между ООО «М» и К. как мнимой сделки, между К. и Н. как сделки, не соответствующей законодательству.

Позиция Истца сводилась к следующему:

  • сделки по отчуждению а/м в адрес физических лиц были направлены не на установление между ООО «М» и К., К. и Н. гражданско-правовых отношений, а на возникновение правовых последствий в отношении Истца и иных кредиторов;
  • сделки по отчуждению а/м совершены с целью избежать возможного обращения взыскания на него по долгам перед Истцом и иными кредиторами;
  • первая сделка по отчуждению а/м является одной из 7 сделок по продаже других а/м в адрес аффилированных и иных взаимозависимых лиц ООО «М» (его участников, их близких родственников, директора, компаний с совпадающим составом участников);
  • обе сделки совершены по заведомо заниженной стоимости в сравнении с рыночной стоимостью а/м (в 14 и 28 раз соответственно);
  • отсутствие подтвержденного расчета за а/м с ООО «М».

В связи с этим Истец просил установить факт ничтожности 1-ой сделки купли-продажи как мнимой (п. 1 ст. 171 ГК Республики Беларусь) и 2-ой сделки как не соответствующей законодательству (ст. 169 ГК Республики Беларусь).
Судом первой инстанции требования Истца об установлении факта ничтожности обоих договоров купли-продажи автомобиля были удовлетворены. Решение было поддержано Минским городским судом.

Ко всем новостям На главную