15-06-2021
Е.И. Малиновский успешно защитил интересы иностранной компании по иску о взыскании «старого» долга
Обязательства у белорусского должника по выплате долга, вытекающему из поставки товаров в Беларусь, возникли свыше 10 лет назад.
На первый взгляд, каждый, прочитав фабулу дела, сразу же обратил бы внимание на сложность взыскания такого долга с учетом положений законодательства о сроке исковой давности.
В этом деле Ответчик воспользовался своим правом и заявил требование о применении исковой давности.
Также Ответчик возразил против иска по тому основанию, что долговые обязательства в 2010-2011 гг. существовали у компании-правопредшественника, а Ответчик, несмотря на правопреемство, не должен отвечать по его долгам, поскольку в соответствии с передаточным актом ему «старые» долговые обязательства правопредшественника, по которым заявлен иск, не передавались.
Однако в данном споре было все не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Во-первых, следует учитывать, что в данном случае срок исковой давности составляет не 3, а 4 года (обе стороны спора являются резидентами стран-участниц Конвенции ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров).
Во-вторых, срок исковой давности был прерван признанием ответчиком задолженности путем осуществления частичного ее погашения.
В-третьих, сторонами до истечения предельного 4-х летнего срока давности в 2016 г. было подписано соглашение о рассрочке выплаты задолженности с определением в качестве конечной даты выплаты – декабрь 2019 г.
Суд полностью согласился с доводами истца в данной части и констатировал отсутствие пропуска давностного срока применительно к заявленному иску.
Довод Ответчика об отсутствии правопреемства в отношении взыскиваемой задолженности судом был оценен критически с констатацией факта правопреемства ответчика по всем обязательствам правопредшественника, вне зависимости от надлежащей / ненадлежащей фиксации этого обстоятельства в передаточном акте.
В силу императивных предписаний ст. 55 ГК передаточный акт, как документ, на основании которого осуществляется правопреемство (ст. 54 ГК), должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица.
По этим основаниям суд полностью согласился с иском иностранной компании и удовлетворил иск о взыскании «старого» долга.