20-04-2022
Невозможность пересмотра по сроку вступивших в законную силу постановлений по делам об АП ограничивает права юридических лиц и граждан
В силу закона обжаловать решение налогового органа (ст. 103 НК) или таможенного органа (ст.40 Закона «О таможенном регулировании в Республики Беларусь») можно в течение 1 (одного) года с момента его принятия.
А вот для отмены и пересмотра вступившего в законную силу постановления о наложении административного штрафа по ч.1 ст.14.4 и ч.9. ст.14.4 КоАП (40% от суммы неуплаченного налога или 20% от суммы таможенной задолженности) установлен ограничительный шестимесячный пресекательный срок, не подлежащий восстановлению.
Можно ли спустя шесть месяцев отменить административный штраф, налагаемый в процентном (40% или 20%) отношении, когда через год в результате обжалования было отменено решение о взыскании налогов или таможенных платежей?
Оказалось, что в реализации этого права в ПИКоАП есть искусственные ограничители в виде установления предельного срока для обжалования.
По результатам судебных дел, в которых принял участие адвокат Евгений Малиновский, был выявлен недостаток в правовом регулировании процедуры обжалования вступивших в законную силу постановлений по делам об АП в тех случаях, когда была допущена просрочка предельного 6-ти месячного срока обжалования (ч.1 ст.13.12 ПИКоАП).
На этом основании перед уполномоченными органами – Советом Республики Национального собрания, Верховным Судом, Совмином и Конституционным Судом – был поставлен вопрос о несоответствии ПИКоАП положениям Конституции в связи с отсутствием надлежащего механизма реализации права на судебную защиту для лиц, подвергнутых административным взысканиям (в порядке Закона «О конституционном судопроизводстве»).
Совет Республики, как и Президиум Совмина не усмотрели оснований для проверки конституционности ПИКоАП. При этом Совет Республики сослался на имевшую место в порядке предварительного контроля со стороны Конституционного Суда (решение от 28.12.2020 № Р-1248/2020) проверку конституционности принятого и вступившего в 2021 году в законную силу ПИКоАП, а также на отсутствие оснований для конституционной проверки по причине истечения для компании годичного срока для подачи инициативного обращения (ч.2 ст.27 Закона).
Конституционный Суд Республики Беларусь со ссылкой на положения действующей Конституции Республики Беларусь с изменениями, вступившими в силу 15.03.2022, указал на отсутствие права у Суда самостоятельно возбудить дело о проверке конституционности ПИКоАП в обозначенной части. Только в случае инициирования этого вопроса другими уполномоченными органами суд сможет рассмотреть этот вопрос.
Верховный Суд Республики Беларусь указал на необходимость дополнительного изучения поставленного вопроса.