28-12-2021 / Судебные споры / Транспорт
Адвокат успешно закончил работу по длительному спору о взыскании в пользу иностранного экспедитора с белорусского экспедитора-посредника ущерба на сумму около 100 000 евро, вызванного хищением груза при выполнении международной автомобильной перевозки груза
Суть спора
Иностранный экспедитор (клиент адвоката) привлек для выполнения перевозки груза в международном сообщении белорусского экспедитора (ответчика). В свою очередь, белорусский экспедитор нанял иностранного перевозчика для перевозки дорогостоящего груза по маршруту Германия – Российская Федерация.
Поданный под загрузку в 2-х транспортных средствах груз не был доставлен до конечной точки назначения РФ, а был неправомерно выгружен на территории Польши.
По возбужденному правоохранительными органами Польши уголовному делу было установлено, что грузом завладела группа лиц, выступившая от имени иностранного перевозчика при получении груза у немецкого отправителя. В силу этого призвать к ответственности иностранного перевозчика являлось невозможным; его страховщик (иностранная страховая организация) отказал в выплате страхового возмещения по мотиву причастности перевозчика к неправомерному завладению груза, что не относится к страховому случаю для выплаты страхового возмещения по CMR-страхованию.
Иностранный экспедитор вынужден был инициировать иск к белорусскому экспедитору-посреднику о возмещении ущерба на стоимость утраченного груза.
Заявленный иск на сумму 100 000 евро был удовлетворен экономическим судом.
Суть решения
Удовлетворяя иск, суд полностью согласился с доводами адвоката о возможности присуждения ущерба по утраченному грузу с экспедитора-посредника в перевозочном процессе. В договоре с белорусским экспедитором присутствовали условия о принятии экспедитором на себя договорной ответственности за сохранность груза (абз. 3 ст. 27 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»).
Суд в решении также указал, что иностранный экспедитор имеет право на удовлетворение иска несмотря на отсутствие факта несения расходов по оплате ущерба (ст.ст. 14, 364 ГК).
Проблемные вопросы и новизна в судебной практике
До рассмотрения этого судебного дела подход судебной практики сводился к следующему: право на предъявление иска о возмещении ущерба и его удовлетворение принадлежит грузоотправителю или грузополучателю как лицам, утратившим имущество. Экспедитору такое право принадлежало только при наличии доказательств фактического несения расходов (т.е. уплаты ущерба вышеуказанным лицам по соответствующим платежным документам).
В данном случае иностранный экспедитор такие расходы на момент вынесения по делу решения не понес.
Несмотря на неоплату ущерба экспедитором, суд согласился с возможностью присуждения в его пользу расходов, которые он вынужден будет понести в будущем (ст. 14 ГК). Суд посчитал, что начатые и не завершенные в зарубежных государствах судебные споры о взыскании с иностранного экспедитора стоимости утраченного груза подтверждают право этого иностранного экспедитора на их взыскание с белорусского экспедитора.
Судебная практика в иностранных государствах
В практике зарубежных государств право на взыскание такого (еще не понесенного) ущерба определяется как «ликвидация ущерба в интересах третьего лица». Судебная практика в европейских юрисдикциях исходит из возможности экспедитора заявлять иск о возмещении ущерба с перевозчика или другого экспедитора (посредника в перевозочном процессе) еще на стадии, когда им не возмещен этот ущерб.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2017 по вопросам судебной практики по договору перевозки и транспортной экспедиции также закреплено (п. 27) право экспедитора требовать от перевозчика возмещения реального ущерба, причиненного несохранностью груза. При том обязанность по возмещению такого ущерба в адрес экспедитора определяется вне зависимости «от того, кто является собственником груза и независимо от того, возместил ли экспедитор соответствующий вред клиенту».
Следует заключить, что выработанный по описанному делу судебный подход полностью согласуется с действующими европейскими и российскими стандартами.